Перспективы интеграции России в мировой валютный рынокВсе большее число российских компаний выходит на мировой валютный рынок. Управление финансовыми потоками становится значительно более сложным, диверсифицированным и рискованным. Сфера финансовых интересов и возможностей стремительно расширяется. Поэтому возникает необходимость не только оценки возможностей российских компаний работать в многовалютной среде, но и общей оценки перспектив интеграции России в мировой валютный рынок.

Последние десятилетия ознаменовались важными изменениями в развитии мировой экономики. Резкое углубление международного разделения труда, связанное с интенсивным развитием новых высокотехнологичных, капитало- и наукоемких отраслей, привело к качественному увеличению роли международных финансов для национальных экономик.

Мобилизация капитала, необходимого для осуществления масштабных инвестиций в современное производство, обслуживание расчетов между участниками сложных экономических цепочек, страхование кредитных, валютных и расчетных рисков в современной экономике невозможны без интеграции национальной финансовой системы в мировую и, в особенности, национального валютного рынка в мировой.

Понятие интеграции национального валютного рынка в мировой валютный рынок в современной российской экономической литературе не имеет единой общепризнанной трактовки. В данной работе используется наиболее общее понимание этого термина, заключающее в себе все формы укрепления связей между национальным валютным рынком, с одной стороны, и валютными рынками других стран, а также международным валютным рынком, с другой.

В него включается укрепление экономических, информационных, технических и организационных связей между данными рынками, а также устранение правовых, экономических, политических, технологических и психологических препятствий к свободному перемещению капиталов и информации между ними.

Особенно актуальна задача интеграции национального рынка в мировую финансовую систему и мировой валютный рынок для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В современной экономике непрерывно увеличивается роль финансовой инфраструктуры.

Конкурентоспособность национальной экономики определяется не только потребительскими свойствами ее продукции, но и наличием адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей осуществление сложных расчетных схем, движение коммерческих кредитов и страхование производственных рисков. Не случаен тот факт, что многие новые индустриальные страны (к примеру, Тайвань и Сингапур) являются также крупнейшими центрами международного финансового рынка в целом и его валютного сегмента в частности.

Поэтому интеграция России в мировой валютный рынок является одной из важнейших задач, стоящих перед российской экономикой. Без ее решения невозможно достижение устойчивого экономического роста.

На протяжении последних лет в России постепенно либерализуется валютное законодательство. Важнейшим шагом в этом направлении стал ввод в действие новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с этим законом отменен ряд ограничений на валютные операции.

В частности, увеличена годовая квота операций с внешними ценными бумагами для физических лиц. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами, получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Ограничен список операций, подлежащих государственному регулированию, причем и для этих операций предусмотрен уведомительный, а не разрешительный характер регулирования. Законом предусмотрена отмена с 2007 г. обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Для защиты российской экономики от возможного дестабилизирующего воздействия операций нерезидентов, а также операций резидентов на иностранном рынке предусмотрены меры по ограничению трансграничного движения капитала: обязательное осуществление некоторых типов операций через специальные счета и обязательное резервирование средств в объеме до 20—100% от суммы сделки (по разным типам операций). Поскольку единовременное введение всех норма Закона может привести к дестабилизации российского финансового рынка, в Законе предусмотрен график постепенного вступления в силу отдельных его положений.

Таким образом, несмотря на сохранение отдельных законодательных ограничений на проведение валютных операций, правовой режим осуществления валютных операций в России продолжает смягчаться. Это формирует юридические предпосылки для интеграции России в мировой валютный рынок.

В 2004 г. после принятия Закона наблюдалась существенная активизация внешнеэкономической деятельности. Так, объем несырьевого экспорта в 2004 г. превысил аналогичный показатель 2003 г. на 32% (в 2003 г. прирост составил лишь 20%). Еще большее ускорение темпов роста отмечалось в сегменте внешней торговли услугами (прирост на 25% в 2004 г. против 12% в 2003 г.).

Однако возможности интеграции в мировой валютный рынок отнюдь не исчерпаны. Объем внешнеэкономической деятельности многих стран с меньшим населением, территорией, промышленным потенциалом существенно превышает аналогичный показатель для России. Это может рассматриваться как свидетельство недостаточности юридических мер для обеспечения эффективной интеграции России в мировую экономику.

img

Анализ рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг

Сущность и особенности финансов

Иностранные инвестиции

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *