МВФ начал свою деятельность 01 марта 1947 года. Этому событию предшествовали победа стран антигитлеровской коалиции
Все большее число российских компаний выходит на мировой валютный рынок. Управление финансовыми потоками становится значительно более сложным, диверсифицированным и рискованным. Сфера финансовых интересов и возможностей стремительно расширяется. Поэтому возникает необходимость не только оценки возможностей российских компаний работать в многовалютной среде, но и общей оценки перспектив интеграции России в мировой валютный рынок.
Последние десятилетия ознаменовались важными изменениями в развитии мировой экономики. Резкое углубление международного разделения труда, связанное с интенсивным развитием новых высокотехнологичных, капитало- и наукоемких отраслей, привело к качественному увеличению роли международных финансов для национальных экономик.
Мобилизация капитала, необходимого для осуществления масштабных инвестиций в современное производство, обслуживание расчетов между участниками сложных экономических цепочек, страхование кредитных, валютных и расчетных рисков в современной экономике невозможны без интеграции национальной финансовой системы в мировую и, в особенности, национального валютного рынка в мировой.
Понятие интеграции национального валютного рынка в мировой валютный рынок в современной российской экономической литературе не имеет единой общепризнанной трактовки. В данной работе используется наиболее общее понимание этого термина, заключающее в себе все формы укрепления связей между национальным валютным рынком, с одной стороны, и валютными рынками других стран, а также международным валютным рынком, с другой.
В него включается укрепление экономических, информационных, технических и организационных связей между данными рынками, а также устранение правовых, экономических, политических, технологических и психологических препятствий к свободному перемещению капиталов и информации между ними.
Особенно актуальна задача интеграции национального рынка в мировую финансовую систему и мировой валютный рынок для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В современной экономике непрерывно увеличивается роль финансовой инфраструктуры.
Конкурентоспособность национальной экономики определяется не только потребительскими свойствами ее продукции, но и наличием адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей осуществление сложных расчетных схем, движение коммерческих кредитов и страхование производственных рисков. Не случаен тот факт, что многие новые индустриальные страны (к примеру, Тайвань и Сингапур) являются также крупнейшими центрами международного финансового рынка в целом и его валютного сегмента в частности.
Поэтому интеграция России в мировой валютный рынок является одной из важнейших задач, стоящих перед российской экономикой. Без ее решения невозможно достижение устойчивого экономического роста.
На протяжении последних лет в России постепенно либерализуется валютное законодательство. Важнейшим шагом в этом направлении стал ввод в действие новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с этим законом отменен ряд ограничений на валютные операции.
В частности, увеличена годовая квота операций с внешними ценными бумагами для физических лиц. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами, получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Ограничен список операций, подлежащих государственному регулированию, причем и для этих операций предусмотрен уведомительный, а не разрешительный характер регулирования. Законом предусмотрена отмена с 2007 г. обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Для защиты российской экономики от возможного дестабилизирующего воздействия операций нерезидентов, а также операций резидентов на иностранном рынке предусмотрены меры по ограничению трансграничного движения капитала: обязательное осуществление некоторых типов операций через специальные счета и обязательное резервирование средств в объеме до 20—100% от суммы сделки (по разным типам операций). Поскольку единовременное введение всех норма Закона может привести к дестабилизации российского финансового рынка, в Законе предусмотрен график постепенного вступления в силу отдельных его положений.
Таким образом, несмотря на сохранение отдельных законодательных ограничений на проведение валютных операций, правовой режим осуществления валютных операций в России продолжает смягчаться. Это формирует юридические предпосылки для интеграции России в мировой валютный рынок.
В 2004 г. после принятия Закона наблюдалась существенная активизация внешнеэкономической деятельности. Так, объем несырьевого экспорта в 2004 г. превысил аналогичный показатель 2003 г. на 32% (в 2003 г. прирост составил лишь 20%). Еще большее ускорение темпов роста отмечалось в сегменте внешней торговли услугами (прирост на 25% в 2004 г. против 12% в 2003 г.).
Однако возможности интеграции в мировой валютный рынок отнюдь не исчерпаны. Объем внешнеэкономической деятельности многих стран с меньшим населением, территорией, промышленным потенциалом существенно превышает аналогичный показатель для России. Это может рассматриваться как свидетельство недостаточности юридических мер для обеспечения эффективной интеграции России в мировую экономику.
Комментарии: